Если смотреть очень далеко назад, то наш детеныш висел на матери, которая сама была в движении целый день. Как только он начинал ползать — движение становилось основным его времяпрепровождением. И не ходьба, а игры с беганием, лазаньем по деревьям, возня и драки с полным напряжением сил. Посмотрите на современных детей — ничего похожего. Все условия жизни и усилия воспитателей направлены на то, чтобы погасить заданную в генах потребность в движении. Поскольку человек — самое воспитуемое существо, то это — погасить — удается. Возродить потребность в движении в позднем возрасте уже невозможно. Для этого нужны очень сильные стимулы.
Как же быть? Уроки физкультуры дома, в детском саду, в школе? Нужно самое простое: дать свободу, пространство, разновозрастное детское общество. К сожалению, это очень трудно. Дома ребенку нужно соблюдать порядок, компании нет, в одиночку можно только сидеть. Во двор выпустить страшно — машины, дурные примеры. В детских яслях или саду тоже мало пространства и опять же страшно: а вдруг травма? Кроме того, вечная боязнь простуды: бегает — вспотеет — насморк, ангина, пневмония, отит... «Нужно одевать теплее». Вместо шумных игр — хороводы, сидячие игры.
Трудно дать советы, как преодолеть физическую пассивность детей в существующих условиях, когда многие взрослые пассивны и детренированы. В семье нужен пример родителей. В детском саду и в школе нужны свобода и игры. Очень желательны совместные занятия нескольких возрастных групп. Принцип: движения должны быть энергичными и продолжительными, чтобы ребенок вспотел. Физкультура без одышки ничего не стоит.