Брак в советском обществе основывается на взаимной любви супругов, их уважении друг к другу. А подлинная любовь, истинное уважение другого всегда означает и разумное самоограничение. Оно проявляется в поведении, поступках, образе действий, во всем укладе жизни. При этом нельзя понимать самоограничение как отказ от личной свободы, как ее ущемление. Свобода всегда означает познанную необходимость. И потому подчинение своего поведения интересам брака и семьи как осознанное, осмысленное действие есть проявление истинной свободы. Хорошо писал об этом Маркс в статье «Проект закона о разводе»: «Никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен быть принужден подчиняться законам брака, раз он вступил в брак». Это значит, что сущность брака предопределяет поведение супругов в семье. Другими словами, заключение брака должно обязательно отразиться на поведении супругов, изменить его, подчинить целям и интересам семьи. Однако самоограничение в семье не может быть односторонним. Оно представляет собой взаимный, одновременный процесс, когда оба супруга отказываются от чего-либо важного для каждого из них во имя их общего интереса, во имя семьи. Именно так создается полная гармония интересов супругов.
Иногда гармонию чувств и поведения понимают несколько искаженно. Например, полагают, что не может быть никакой гармонии интересов в семье, если взгляды, «вкусы» супругов на некоторые вещи различны или даже противоположны. Так, Она любит легкую музыку, а Он отдает предпочтение серьезной, классической музыке. Но здесь речь идет именно о взглядах, подчеркивающих индивидуальные личности. А интерес у них, как у супругов, один — монолитность семьи, ее стабильность, жизнеспособность. И вот ради него они должны уметь научиться ограничивать индивидуальные интересы, сочетать их. А это и есть уважение личности другого, без чего нет и не может быть полноценной семьи. В подобных ситуациях, а их в жизни бесчисленное множество, нет почвы для семейной драмы, хотя, если ее не предупредить, она может возникнуть, и тогда уж приходится нередко прибегать к помощи закона. Нет такой супружеской пары, в которой личные интересы и вкусы мужа и жены полностью бы совпадали. Напротив, как показывает жизнь, чаще всего вкусы у супругов различны. И здесь проявляется определенная закономерность, поскольку интересы одного дополняют интересы другого. В результате жизнь супругов взаимно обогащается, делается полнее, насыщеннее.
Способность к самоограничению в условиях семейной жизни — качество, имеющее и общественное значение, поскольку оно служит и интересам семьи, а общество в этом крайне заинтересовано...
Да, создание семьи — дело не простое. Тут в полной мере применима известная русская пословица: «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Ведь семья создается на всю жизнь, и решение о ее создании должно быть продуманным, обоснованным.
Перед тем как зарегистрировать брак, у каждого из молодоженов спросили: «Чью фамилию желаете носить?» В самом деле, чью — мужа или жены? Для иного человека решить этот вопрос не так-то просто. Столько лет носил одну фамилию, привык к ней, а теперь, возможно, придется перейти на другую. А если добрачная фамилия к тому же связана с примечательной родословной — как от нее откажешься?.. Словом, супруги должны сами решить, какую фамилию будет носить каждый из них. Никто не может давать им на этот счет какие-либо указания. Вопреки воле супруга, ему нельзя присвоить другую фамилию.
Возможность самому выбрать фамилию при регистрации брака является одним из личных прав, принадлежащих мужу и жене. По взаимному согласию они могут взять фамилию одного из них, которая становится общей семейной фамилией. Каждый из супругов вправе оставить себе и прежнюю, добрачную фамилию. Муж и жена равноправны в семейных отношениях, и это равенство начинает проявляться, как видите, уже с первых шагов их совместной жизни. А по семейному законодательству многих буржуазных стран женщина, выходя замуж, теряет свою добрачную фамилию и автоматически приобретает фамилию мужа. Никаких личных прав на выбор фамилии она не имеет.
В житейской практике супруги чаще всего переходят на одну фамилию — как правило, мужа, но бывают случаи, когда общей семейной фамилией становится фамилия жены. Это прежде всего удобнее для них самих и для всей семьи в целом. Дети носят общую с родителями фамилию. В случае необходимости не нужно лишний раз предъявлять документы, подтверждающие брак. Общая фамилия облегчает супругам возможность пользоваться некоторыми правами и льготами.
Иногда каждый из супругов оставляет себе свою фамилию.
С заключением брака в корне меняется вся жизнь юноши и девушки, мужчины и женщины, которые вступают в качественно новые отношения, в качественно новое состояние — супругов. Теперь они не только друзья. Они также муж и жена. Изменяется не только их личная жизнь, но и общественная роль, правовое положение. Если раньше свои отношения они строили, руководствуясь только велением сердца, то теперь должны подчинять их и требованиям законодательства о браке и семье, регулирующего брачно-семейные отношения.
Муж и жена на основе полного взаимного согласия должны организовывать жизнь семьи, именно организовывать, поскольку ничего не делается само по себе.
Брак меняет привычные, годами установившиеся отношения между людьми очень близкими, очень друг другу дорогими: между родителями и их дочерью или сыном, между дедушкой, бабушкой и их внуками и др. Внешне все остается, кажется, по-прежнему. По форме связи те же. Но по существу они очень изменяются.
Отношения с близкими родственниками супруга во многом сказываются на самом характере взаимоотношений между супругами, активно влияют на формирование так называемого микроклимата семьи. Бесспорно, они отражаются на всем укладе супружеских взаимосвязей, в том числе и на тех, которые регулируются правовыми нормами.
С первых дней совместной жизни молодоженам приходится решать множество различных житейских вопросов. Где им жить? Как провести свободное время? В какое время взять отпуск — зимой или летом? Как наилучшим образом распорядиться полученной премией? А родится ребенок — возникнут новые проблемы: не следует ли жене взять годичный отпуск для ухода за ним? А может быть, попытаться найти няню? Как лучше воспитывать малыша?.. Вопросов великое множество, и каждый требует немедленного и правильного разрешения. Ведь от этого во многом зависит домашний микроклимат и благополучие семьи.
Есть поговорка: «Одна голова — хорошо, а две — лучше». Думается, она как нельзя лучше подходит к семейной жизни. Где один супруг ошибется, другой его поправит, глядишь, совместными усилиями и найдут правильное решение. Это нехитрое житейское правило нашло свое отражение и в законе. Право на совместное решение всех вопросов жизни, семьи является важным личным правом мужа и жены. При этом они в первую очередь должны исходить из интересов семьи в целом, и в особенности из интересов несовершеннолетних детей. Не секрет, что семейное счастье во многом зависит от согласия мужа и жены, их умения во всем советоваться друг с другом.
К личным правам супругов относится и право на выбор занятия, профессии.
Семья создается между людьми духовно близкими. Это люди, которые любят друг друга. И их физиологическая любовь дополняет существующую между ними гамму чувственных и духовных отношений. При таких условиях и создается то гармоническое единство биологического, психологического и социального, которое должно быть свойственно отношениям между супругами в каждой семье.
Потребность в интимном общении с лицом другого пола — проявление одного из естественных, природных инстинктов человека как живого организма. В семье человек получает возможность жить нормальной половой жизнью. А это оказывает большое влияние на все его состояние: настроение, чувства, отношение к работе, к окружающим его людям. Отсюда ясна важность правильной организации интимных отношений супругов с первых дней их совместной жизни. Нужно учитывать, что физиологическая неудовлетворенность, ложное, порой, представление о неполноценности, связанное с первыми неудачами в интимной супружеской жизни, часто весьма сказывается на всем характере отношений супругов, их семейной жизни. За последние годы чаще, чем раньше, стали говорить и писать о физиологической несовместимости как поводе для невозможности продолжения супружеских семейных отношений и основании для их разрыва и прекращения. Однако, надо сказать, что физиологическая несовместимость — явление, встречающееся не так уж часто. Чаще всего почвой для ссылок на такую несовместимость служит неумение или незнание элементарных основ половой жизни мужчины и женщины. Нет сомнений в том, что со временем в соответствующих консультационных пунктах молодым людям будут давать разъяснения по основам их супружеских интимных отношений (также, например, как в юридических консультациях — советы по правовым вопросам). Но поскольку пока подобных консультационных пунктов мало, не следует проявлять излишнюю скромность относительно данных вопросов. При необходимости нужно пойти к врачу, как специалисту, и попросить у него совета, консультации. Есть специальные врачи — сексологи, которые всегда придут на помощь супругам, начинающим свою самостоятельную семейную жизнь.
Сфера интимных отношений между супругами — одна из важных в их семейной жизни, и как во всех иных сферах семейных отношений, между супругами здесь все с самого начала должно быть ясно, четко, понятно. Это избавляет семью от ненужных наслоений и переживаний, от всего того, что в конечном итоге способствует или приводит к конфликтам между супругами, а нередко и к разрыву. В заявлениях о расторжении брака, которые приходится читать в народных судах, супруги не так уж часто ссылаются на неудовлетворенность интимной жизнью как на основание для расторжения брака. Видимо, в целом так и есть в действительности. Но в то же время нельзя не заметить, что неудовлетворенность интимной жизнью невольно влияет на весь психологический уклад семьи, сказывается в конечном итоге на всей гамме супружеских взаимоотношений.
К Другой области отношений между супругами относится все то, что может быть объединено в понятии «духовно-психологическая общность». Сюда включается вся совокупность связей и отношений между супругами, в своей совокупности создающая особый, специфический «микроклимат» каждой семьи. Конечно, общие начала духовно-психологических отношений в семье в целом предопределяются морально-нравственными принципами, действующими в обществе В советском обществе, если говорить о семье, прежде всего проявляют себя такие нравственные начала, как заключение брака на основе любви, взаимное уважение друг друга всеми членами семьи, взаимопомощь между ними и взаимная духовная и материальная поддержка и т. д. Но если говорить о каждой конкретной семье, то ей свойственен свой характер и строй отношений между супругами, воздействие на который оказывают индивидуальные качества каждого из супругов. Здесь речь идет прежде всего об их характерах, умении строить отношения с другими людьми, об уживчивости среди других людей, о привычках, наклонностях, интересах и др. Каждый человек приходит в семью таким, каким он был до этого. Но хорошо известны богатейшие возможности семьи оказывать влияние и на взрослого человека.
Виктор К. слыл среди соседей и знакомых «пропащим» человеком. Он часто выпивал, хулиганил, был непременным членом весьма сомнительных компаний. Известие о том, что он вступил в брак, было встречено всеми одинаково: «Это ненадолго. Вряд ли найдется такая, которая сможет выдержать совместную жизнь с ним». Но, как оказалось, предположения не сбылись. Семейная жизнь у Виктора и его супруги пошла на удивление ладно, дружно. Он внимательно относился к жене, к соседям. Подтянулся. Чувствовалось, что стыдился своего прежнего поведения. Вскоре он стал совсем иным человеком, завоевал уважение у других. А что явилось причиной? Вступление в брак? Создание семьи? Конечно, и то и другое, но и одновременно не только перечисленные обстоятельства сами по себе. Очевидно, что в семье с самого начала была создана атмосфера, решительно повлиявшая на образ жизни Виктора К. Естественно, велика роль его супруги, которой все давалось не без труда. Здесь были проявлены и терпение, и настойчивость, и должная мера чуткости, и строгость, и, конечно, глубокое понимание психологического состояния Виктора, и чувство уважения его человеческого достоинства. Все это помогло Виктору К. быстро найти себя, понять свою роль в семье, переломить дурные привычки, изменить «самого себя».
Много хлопот доставляет супругам ведение домашнего хозяйства. Даже если оно невелико, забот бывает немало. Семья представляет собой небольшую хозяйственно-экономическую ячейку, и выполнение элементарных хозяйственных задач — одна из ее важнейших хозяйственных функций.
Государство оказывает большую помощь в организации ведения домашнего хозяйства. Однако ведение домашнего хозяйства продолжает составлять одну из сложных семейных обязанностей.
Изучение данной сферы жизни семьи подтверждает положение о том, что, как и всякий труд, домашняя хозяйственная работа нуждается в определенной организации. Каждый член семьи должен знать свои обязанности и нести определенные функции по ведению домашнего хозяйства. Распределение же их, как свидетельствует нынешний опыт, чаще всего берет на себя супруга, хозяйка дома, что соответствует той роли, которую в большинстве случаев продолжает играть женщина в современной семье. Следовательно, от супруги, жены в большей степени, чем от других членов семьи, зависит четкость, слаженность и аккуратность в ведении домашнего хозяйства.
Нельзя недооценивать значения организации домашнего хозяйства. Опыт показывает, что в тех семьях, в которых оно ведется самотеком, ведение домашнего хозяйства нередко превращается для членов семьи в обременительную повинность. На этой почве в семье создается напряженная атмосфера, возникают пререкания, взаимные упреки, скандалы, что перерастает иногда в антагонизм с самыми отрицательными последствиями.
А во многих сельях картина совершенно иная. Здесь все заранее продумано, четко разграничено, организовано так, что каждый чувствует себя участником единого общего дела. Обязанности выполняются легко, естественно. Да и рассматриваются они скорее не как обязанности, а как долг. В семье непринужденная обстановка, атмосфера доброжелательности, взаимного внимания. В результате семья представляет собой жизнерадостный коллектив, в котором живется легко и приятно.
Смело можно сказать, что создание подобной атмосферы под силу любой семье. За нее нужно бороться.
Это дело мужа и жены. Но кто-то должен взять на себя роль организатора и вдохновителя.
Молодые супруги, начинающие семейную жизнь, должны с самого начала усвоить, что ведение домашнего хозяйства — неизбежная функция каждой семьи. Есть семья — будет и хозяйство.. Рост семьи вызывает увеличение объема хозяйственных забот. И от них нельзя отмахнуться. Их нужно сразу же поставить «на повестку дня», решить все возникшие вопросы. И чем четче они будут решены, тем спокойнее, увереннее и лучше будет чувствовать себя молодая семья.
Ворожейкин Е. М.