Огромную роль в трезвенническом движении сыграл Л. Н. Толстой, который руководил одним из обществ трезвости под названием «Согласие против пьянства».
В. И. Ленин дал уничтожающую критику винной монополии. В 1901 году в статье «Случайные заметки» он писал: «Каких только благ ни ждала от нее наша официальная и официозная пресса: и увеличения казенных доходов и улучшения продукта и уменьшения пьянства! А на деле вместо увеличения доходов до сих пор получилось только удорожание вина, запутанность бюджета, невозможность точно определить финансовые результаты всей операции; вместо улучшения продукта получилось ухудшение, и вряд ли правительству удастся особенно импонировать публике тем сообщением об успешных результатах «дегустации» новой «казенки», которое обошло недавно все газеты. Вместо уменьшения пьянства — увеличение числа мест тайной продажи вина, увеличение полицейских доходов с этих мест, открытие винных лавок вопреки воле населения, ходатайствующего о противном, усиление пьянства на улицах».
В Программе партии, принятой VIII съездом РКП (б) в 1919 году, было записано: «...РКП ставит своей бЛи-жайшей задачей... борьбу с социальными болезнямз (туберкулезом, венеризмом, алкоголизмом и т. д.)».
В первые годы действия этой Программы партии шли активные поиски мер борьбы против пьянства принимались решения, объявляющие пьянство несовместимым с пребыванием в партии.
Так, например, Арзамасский уком Нижегородской губернии в письме к коммунистам писал, что появившиеся в нетрезвом виде будут исключаться из партии независимо от заслуг.
В 1919 году СНК издал постановление, согласно которому на территории РСФСР воспрещалось без разрешения изготовление и продажа спирта и других алкогольных напитков, крепость которых превышала полтора процента.
За изготовление, хранение, приобретение, продажу, пронос и провоз спирта, а также за изготовление или хранение для продажи всякого рода крепких напитков предусматривалось наказание в виде лишения свободы, с обязательным применением принудительных работ на срок до пяти лет с конфискацией всего имущества.
В. И. Ленин в беседе с Кларой Цеткин высказал свое принципиальное отношение к спиртным напиткам: «Пролетариат — восходящий класс. Он не нуждается в опьянении, которое оглушало бы его и возбуждало. Ему не нужно... опьянения алкоголем. Он не смеет и не хочет забыть о гнусности, грязи и варварстве капитализма. Он черпает сильнейшие побуждения к борьбе в положении своего класса, в коммунистическом идеале. Ему нужны ясность, ясность и еще раз — ясность. Поэтому. . . не должно быть никакой слабости, никакого расточения и уничтожения сил... Будущее нашей молодежи меня глубоко волнует. Она — часть революции, И если вредные явления буржуазного общества начинают распространяться и на мир революции, как широко разветвляющиеся корни некоторых сорных растений, то лучше выступить против этого заблаговременно».
В двадцатых годах в нашей стране активно действовали молодежные лиги борьбы с алкоголизмом и табаком, работе которых на XIII съезде нашей партии было уделено особое внимание.
В 1925 году своеобразный кодекс партийной этики вырабатывала комиссия, созданная по решению секретариата ЦКК из 5 человек: С. И. Гусев, Н. К. Крупская, А. А. Сольц, М. Ф, Шкирятов, Ем. М. Ярославский. G содержанием работы комиссии можно ознакомиться по изданным тогда же брошюрам Ем. М. Ярославского и А. А. Сольца «О партэтике». В них было показано, что моральное требование к коммунисту — это не особая, отгороженная от всей духовной жизни общества система норм, а революционная пролетарская мораль в ее наиболее высокой и развитой форме.
Проблема вытеснения пьянства из жизни общества и партийного быта активно обсуждалась на XIV и ХУ съездах ВКП(б). Так, Ем. М. Ярославский считал, что идеалом коммуниста для нас является человек, вообще не употребляющий спиртных напитков.
В 1928 году в Москве в клубе имени Кухмистрова состоялось организационное собрание руководителей трезвеннических инициативных групп. На собрании присутствовало около 3 тысяч человек. Собрание утвердило Устав общества борьбы с алкоголизмом (ОВСА).
К 1914 году в России насчитывалось уже 400 обществ трезвости. Эти общества вели плодотворную работу. Они издавали противоалкогольные плакаты, книги*, журналы, календари, памятки, организовывали чайные и столовые, где подавались обеды по сниженным ценам, члены обществ читали секции, доклады, проводили диспуты и конференции. Даже был создан противоалкогольный музей. Словом, делалось немало попыток внедрить трезвый образ жизни, хотя все это не могло по-настоящему противостоять пьянству, поощряемому самодержавным строем.
Совершенно на новой основе был поставлен вопрос о пьянстве в молодом Советском государстве.
Только что созданное Советское правительство мобилизовало все силы народа, чтобы подавить пьяные погромы, организуемые контрреволюцией. Специальный комитет, возглавляемый В. Д. Бонч-Бруевичем, вынужден был ввести в Петрограде осадное положение, ликвидировать бесчинства погромщиков путем красного террора. Избран был совет общества в составе 150 человек. Активизировалось противоалкогольное движение на Украине. Стал издаваться журнал «За трезвость».
Антиалкогольное движение получило широкий охват. В Москве при обществе было создано бюро агитаторов трезвого образа жизни, для которых организовали несколько курсов, создали детскую и военную секции борьбы с алкоголизмом. В Ленинграде и Одессе открыли антиалкогольные музеи. Пятилетним планом было предусмотрено резкое сокращение производства и продажи спиртного. В комсомольских организациях страны создавались различные группы и общества активистов всенародного движения за трезвость: «Юный враг водки», «Комсомольская группа борьбы с алкоголизмом», «Группа против алкоголя», «Клуб трезвости» и т. д. Комсомол провел трезвый культпоход на село. Начал издаваться журнал «Трезвость и культура», была проведена книжная лотерея «Книга вместо водки». Были созданы общества по борьбе с алкоголизмом в Узбекистане, Туркменистане, Белоруссии и других местах, которые объединились во Всесоюзный совет противоалкогольных обществ.
Общество привлекало к работе комсомольцев, учащуюся молодежь.