Вы находитесь: Всё обо всем » Литература » ВОСПИТАНИЕ НОВОРОЖДЕННОГО




12-03-2011, 20:08, просмотров: 15084, Комментариев: 0, Раздел: Литература    
Что умеет новорожденный? Наверное, вы скажете: да ничего не умеет, а учится (вернее, должен научиться) всему на свете. Однако мы часто оказываемся бессильны расшифровать загадки поведения младенца. Нет, вовсе не так уж он беспомощен и не так прост...

Новорожденный беспомощен, но, как бы это парадоксально ни звучало, его беспомощность — прямое следствие удивительных возможностей человеческого мозга. Крохотный цыпленок умело пробивает скорлупу и с первых минут жизни самостоятельно справляется со многими важными делами. Но вот эксперимент: вылупившегося уже цыпленка снова помещают в искусственную, еще менее прочную скорлупу. Казалось бы, наученный опытом, он легко справится с новой задачей. Ничего подобного! На этот раз цыпленок и не пытается выбраться наружу. Его инстинкты предусматривают только одну подобную ситуацию. Вторая, точно такая же, но не запланированная аппаратом наследственности, становится для него губительной.

Такова сила инстинкта. Деспотично регулирует он поведение животного. Тысячи рыб, направляемых инстинктом, могут погибнуть у плотин в неудержимом стремлении к местам нереста своих предков. Стаи птиц в ежегодных путешествиях на юг совершают утомительные полеты, огибая давно не существующие горы... Слепой инстинкт!

Было бы, конечно, несправедливым утверждать, что человек начисто лишен инстинктов. Некоторые генеральные, биологические линии поведения человека наследственно запрограммированы: продолжение рода, утоление голода и жажды, самосохранение-

Удивительное совершенство мозга новорожденного ребенка в том и состоит, что он в значительной степени свободен от инстинктов и необычайно восприимчив к обучению, самостоятельному познанию мира, приобретению собственного опыта. Впоследствии именно эти приобретения будут определять содержание психики ребенка, его интеллект, характер, чувства, его отношение к людям, к труду, к самому себе.

Ребенок еще до рождения приобретает некоторый личный опыт, помогающий ему на первых порах реализовать генетическую программу, полученную в дар от своих близких и далеких предков. Элементами этой программы как раз являются инстинкты, которыми руководствуются новорожденные всех животных земного шара.

Вообще следует сказать, что весь арсенал умений новорожденного просто не поддается описанию. Одни из этих умений угасают, другие сохраняются, совершенствуются и служат человеку всю жизнь.

В самом деле, осветите глаза ребенка ярким светом, и его веки моментально сомкнутся. Никогда раньше ребенок не испытывал на себе действие света и тем не менее уже «знает», что глаза надо беречь. Хлопните сильно в ладоши — ребенок вздрогнет и широко раскинет руки, будто хочет ухватиться за вас в минуту опасности.

Ребенок умеет «добывать» и переваривать пищу, умеет «сообщать» матери о голоде, холоде и боли, умеет, правда, очень хаотично, двигать ручками и ножками. Эти движения очень нужны малышу: они улучшают его кровообращение и обмен, тренируют сердце и легкие, обучают его владеть своим телом. Новорожденный умеет чихать, глотать, различать звуки по силе и тону, отличать сладкое от кислого, регулировать излучение тепла и т. д. И конечно, у него есть потенциальная способность к обучению.

О материнской любви. Говоря о значении и необходимости материнской любви для нормального психического развития малыша, нельзя не разграничивать понятия любви и ласки. Любовь к ребенку может быть безграничной, но ласку обязательно нужно ограничивать. Мы вовсе не за чрезмерную строгость и сдержанность в воспитании, просто хочется подчеркнуть, что ребенок не знает мира, в который он пришел. Он жадно впитывает впечатления, превращая их в свой личный опыт, в свою собственную программу поведения. И если с первых дней жизни этот опыт будет содержать представление о непрекращающейся изнеживающей теплоте материнских рук, о постоянной готовности предвосхитить все желания, все капризы, то позволительно спросить, будут ли такие представления ребенка соответствовать требованиям, которые ему позже предъявит жизнь.

Дети рождаются беспомощными. Но дети не рождаются изнеженными, избалованными, самовлюбленными эгоистами. Такими они становятся от неконтролируемой любви и неуемной ласки.

Но если каждый свой шаг, начиная с самых первых, ребенок будет совершать, затрачивая некоторые усилия, трудясь, при ненавязчивой помощи взрослого, у ребенка неизмеримо больше шансов приобрести полезные для себя и общества качества.

Каждому человеку, тем более маленькому, нужна любовь. Но любовь разумная, делающая его лучше.

Характер взаимоотношений матери и ребенка — одна из важнейших педагогических проблем. Поскольку привязанность ребенка к матери формируется при общении с ней и первоначально как следствие удовлетворения его потребностей, кормление оказывается и воспитательным действием: от того, как оно происходит, во многом зависит отношение ребенка к матери и вообще к внешнему миру.

Правильное воспитание... Что практически означает это в первые 3—4 недели жизни ребенка? Не рано ли о воспитании? Нет, не рано. Ребенок учится смотреть, слушать, различать цвет и форму, звуки и запахи. Если ребенок невыспавшийся, голодный, неухоженный, ему эта наука дается труднее. Поэтому необходимо с первых дней организовать четкий режим сна, бодрствования, кормления — это и есть воспитание новорожденного. На некоторое время циферблат часов становится в доме главным пультом управления.

Представим себе ситуацию, когда ребенок постоянно получает пищу задолго до того, как он хочет есть. Прежде всего при этом он лишается того ощущения удовольствия, которое наступает при прекращении отрицательных эмоций и которое могло бы быть связано с обликом человека, снимающего это состояние.

Кроме того, у ребенка постепенно угасает та внутренняя активность, которая всегда предшествует удовлетворению органической потребности. Иначе говоря, при таком способе кормления у ребенка не может сформироваться «представление» о необходимости проявить усилие для достижения цели. Недаром педагоги и диетологи разработали определенный режим питания, в котором учитывают энергетические потребности детей разных возрастов. Здесь следует подчеркнуть, что чувство голода у ребенка вовсе не отражает наступления какого-то катастрофического состояния. Организм еще продолжительное время может существовать без притока энергии извне.

Разумнее, чтобы мать больше прислушивалась не к громкому призывному крику малыша, а к тихому тиканью часов. Как только малыш привыкнет к четкому распорядку жизни, он перестанет требовать пищу не вовремя. Право же, режим не скучная выдумка врачей, а необходимое условие для того, чтобы ребенок рос здоровым, дисциплинированным, приучался любить порядок.

И еще одно важное обстоятельство. Соблюдение режима питания, равно как и режимов сна и бодрствования, с первых Месяцев жизни существенно не только с точки зрения физического развития. Упорядоченная, установленная система жизни дисциплинирует работу мозга, способствует правильному функционированию организма.

Можно сказать, что в первые месяцы жизни ребенок обучается некоторым общим закономерностям взаимодействия со средой. Не случайно для одного ребенка укладывание в постель означает сон и ничего более, а для другого — это только прелюдия к укачиванию, песнопению, похлопыванию, ношению на руках и т. д. И если родители захотят изменить сложившиеся привычки, ребенок попытается криком вернуть завоеванные позиции. И будет кричать до тех пор, пока измученная мама не возьмет его снова на руки.

Активность новорожденного — всего лишь необходимое условие развития, но вовсе не главный его компонент. Значительно существеннее то обстоятельство, что органические потребности ребенка многообразны, а способы удовлетворения их ограниченны. Это первое противоречие, для преодоления которого потребуется время. Но ведь и опыт не накапливается сам собой. Он формируется в процессе воспитания и обучения.

Итак, ребенок обладает активностью, но лишен способов ее применения. Этому еще ему следует научиться. И здесь мы обнаруживаем вторую удивительную способность новорожденного. Вот он у материнской груди занимается, казалось бы, самым важным для себя делом. Вдруг звонит забытый будильник — и ребенок на мгновение перестает есть. «Что это? Имеет ли этот незнакомый звук какое-нибудь отношение к тому, чем я занят, не таит ли он угрозы?»

Теперь все незнакомое, внезапное будет вызывать у него реакцию, названную учеными ориентировочной. Без этой замечательной отзывчивости мозга на все неведомое, новое, невозможно никакое обучение. Можно было бы, пожалуй, сказать, что ребенок, ничего не зная, прекрасно узнает все, что обладает новизной. Но пассивная реакция на новизну очень скоро превращается в активный поиск новизны. Это уже не просто ориентировочная реакция, это ориентировочно-исследовательская деятельность. Вот где по-настоящему нужна активность, приобретающая очень скоро и социальные черты.

Ребенок так же, как и в пище, нуждается в постоянном притоке разнообразных воздействий из внешней среды. Существует даже понятие «сенсорный голод», т. е. недостаток зрительных, звуковых и других впечатлений. Такой «сенсорный голод», как показывают исследования, крайне отрицательно сказывается на развитии ребенка. Так что не хлебом единым жив не только взрослый, но и новорожденный, растущий человек.

Учите ребенка смотреть, слушать, осязать! В первые недели жиани младенец большую часть суток спит. Это, однако, не значит, что у него совсем не остается времени для знакомства с внешней средой, в которой так много неизвестного, занимательного и важного. В свободное от сна время — а оно с каждой неделей будет возрастать — нужно учить ребенка смотреть, слушать, осязать. Конечно, со временем он сам сможет управлять всеми органами чувств, но с помощью родителей развитие пойдет значительно быстрее.

Способность воспринимать световую энергию дана ребенку от рождения. Однако видеть предметы, различать их цвет и форму, оценивать расстояние малышу надо еще учиться. Это не так легко, если учесть, что сначала он не способен задержать взор на неподвижных предметах, а вещи, невыразительные по цвету, почти не вызывают у него зрительной реакции. Если не проводить с ребенком специальных занятий, он будет подолгу смотреть на окно или лампочку. Это может привести к деформации черепа и выработать у малыша инертность. С возрастом эта инертность грозит стать чертой характера ребенка и во многом определить его дальнейшее развитие.

Особое значение для психологического развития ребенка имеют его отношения со взрослыми, особенно с матерью. Силой естественных обстоятельств между матерью и ребенком устанавливается прочная связь. Мать — первый человек, которого ребенок учится узнавать. Через 2—4 месяца малыш радостно оживляется при виде матери, при звуках ее голоса. Следовательно, к этому возрасту ребенок овладевает способностью сравнения. Отличая мать, он демонстрирует нам понимание связи, существующей между ним и той, кто за ним постоянно ухаживает. Это — одно из первых маленьких «открытий» ребенка, первое проявление его пробуждающегося сознания. Но еще задолго до того, как ребенок начнет узнавать свою мать, он обнаруживает явный интерес к общению с людьми: разговор взрослых, меняющееся выражение лица вызывает у месячного ребенка бурное проявление радости, оживление, движение ручками и ножками; выразительная улыбка, длительно устремленный на человека взор — это первое выражение положительных эмоций.

К этим особенностям психологии малыша нельзя относиться пренебрежительно. Надо использовать любую подходящую ситуацию, чтобы вызывать и закреплять у него положительные эмоции и, следовательно, бодрое, деятельное состояние. У ребенка возникает постоянный интерес при общении со взрослыми, при занятиях с игрушками и т. п.

Итак, первые месяцы жизни наполнили память ребенка многими знаниями, весьма усложнили мир его чувств и подготовили к многообразной деятельности, которая станет доступной ему сразу же, как только он овладеет пространством и речью.

Главное достижение годовалого ребенка состоит в том, что у него формируется потребность в общении, потребность в познании. Он владеет всеми органами чувств, умеет преодолевать пространство, умело манипулирует игрушками и начинает пользоваться речью. За этими, кажется, простыми слагаемыми его поведения скрываются колоссальные психические достижения. Память содержит множество образов и сведений о ближайшей среде; органы чувств, работающие согласованно, обеспечивают анализ событий; первые слова помогают его синтезировать, обобщать координированные движения и перемещения в пространстве, осуществляемые под контролем зрения, аппарата равновесия и «мышечного чувства», становятся средствами реализации «замыслов». Ребенок бросает погремушку и ждет звука ее падения на пол. Он предвидит, предвосхищает результат своего действия (всегда ли удастся ему это в будущем?). Его органы чувств и его руки знакомы с миром вещей, в которых также аккумулирован человеческий опыт.

Мы не знаем, сколько времени потребовалось человечеству, чтобы, копируя созревшую коробочку мака с обломанным стеблем, изобрести погремушку. Ребенок же получает ее в готовом виде. В таком же готовом виде он получает пирамидки и кубики, машины и книги, музыку и телевидение и, конечно, нравственные эталоны поведения.

«Сегодня вечером закончился двенадцатый месяц жизни Сюзанны, и за год, прожитый на этой древней земле, она приобрела большой опыт. Взрослый человек, который за двенадцать лет сделал бы столько полезных открытий, сколько Сюзанна за двенадцать месяцев, был бы полубогом. Дети — непризнанные гении, они овладевают миром со сверхчеловеческой энергией. Ничто не может сравниться с этим первым толчком жизни, с этим первым ростком души».

Мы приводим эти слова А. Франса, разумеется, отнюдь не в качестве научного аргумента, а просто разделяем с ним восхищение теми достижениями, которые демонстрирует нам годовалый ребенок, все еще пребывающий в безмятежном неведении о том, что он — гений.

МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК С БОЛЬШОЙ БУКВЫ






 (голосов: 2)
Печать Добавил: admin
Похожие публикации:
Оставлено комментариев: 0
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Регистрация     Вспомнить пароль

Профиль



Горячие новости


Метки


Реклама





Погода




Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
© 2010-2011 Информационный портал lifedn.ru
Дизайн и верстка — lifedn