Вы находитесь: Всё обо всем » Литература » МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК С БОЛЬШОЙ БУКВЫ
Навигация

Популярное



Полезные ссылки


  • Www.gemotest.ru

    Анализ мочи где сдать - срочные анализы cito скидки исследования мочи www.gemotest.ru.

    www.gemotest.ru





12-03-2011, 19:56, просмотров: 4536, Комментариев: 0, Раздел: Литература    
Удивителен мир ребенка. В нем нет места «полутени»— или радость, или трагедия. Так остро воспринимает малыш жизнь, близко принимая к сердцу все, что в ней происходит.

Может, поэтому мы, взрослые, словно к чистому роднику, обращаемся к нашему детству, черпая из него силы...

«Может быть,— по мысли Даниила Гранина, —там хранятся запасы безошибочной любви, доброты, радости, веры в будущее?»

А. М. Горький назвал ребенка «Маленьким человеком», как бы подчеркнув заглавной буквой его право на собственный, отличный от взрослого внутренний мир.

Но к такому взгляду на ребенка пришли только во второй половине XIX века. До этого же детям было отказано в личностном своеобразии. Считалось, что ребенок— уменьшенная копия взрослого.

Однако личностное своеобразие детей заявляло о себе так громко, что возникла даже необходимость в особой специальности — детской психологии.

У детства — поры, наполненной могучими впечатлениями,— свои законы развития, свои эпохи, кризисы и даже «возрастные революции» — так считают психологи.

Мы в определенном возрасте успешнее всего учимся говорить, читать, писать, играть на фортепьяно... Тоже относится и к развитию наших эмоций, чувств, формированию понятий и представлений о нравственности, знакомству с нормами поведения в обществе и т. д.

Вот почему ошибки, допущенные воспитателями ъ раннем возрасте, трудно исправить в сформировавшейся психике.

Уже говорилось о том, что ребенок, не получившии в младенчестве родительского тепла, ласки, вырастает человеком черствым, ему приходится трудно в общении с другими людьми.

Так и запоздалая искренность родителей, их стремление вернуть себе любовь и доверие ребенка не всегда приводят к желаемым результатам.

Поэтому воспитание ребенка нужно начинать еще во младенчестве. Ведь система представлений и привычек, сформированная в детстве, обладает большой прочностью.

Вспомните, каким рождается человек. Крошечное, беззащитное создание. При сравнении со многими новорожденными существами животного мира он более беспомощен. Даже не верится, что это беспомощное существо станет «хозяином природы».

Но, как это ни парадоксально, беззащитность и ограниченность возможностей ребенка в младенчестве является условием для последующего развития умственных и физических способностей, духовных качеств, готовности к творчеству. Природа «допускает» рождение беспомощного, но одаренного многими задатками ребенка, потому что «надеется» на отца, мать, общество.

Ребенок наследует от своих далеких и близких предков прежде всего человеческую психику. Именно она сослужит ему службу замечательного орудия труда и познания. Она даст ребенку возможность стать Человеком.

Но душа ребенка подобна «чистой доске» провозгласил в свое время английский философ Джон Локк.

Мы, родители, оставляем в этой душе след своего воспитания. Мы уже в раннем возрасте формируем у ребенка определенные отношения к реальности воспитываем у него определенные навыки, вызываем определенные переживания, эмоциональные реакции и чувства, готовим к определенным поступкам в тех или иных жизненных ситуациях. Мы приобщаем детей к ценностям морали, культуры общества.

Конечно, человеческий характер, взгляды на жизнь способы взаимоотношения с действительностью не являются результатом только воздействия семьи. Здесь надо сделать поправку и на индивидуальность. Когда замечательный русский физиолог Н. И. Касаткин изучал нервную деятельность младенцев от рождения и до года, ученый заметил, что среди них не было ни разу двух детей с одинаковой нервной системой.

Кроме того, на сложный и многосторонний процесс социализации подрастающего поколения, помимо семьи, оказывает влияние окружающая среда, общество с его опытом социального бытия, существующими условиями развития и воспитания. Ведущую роль в этом процессе

играет школа.

Но начинается этот процесс очень рано — в первые минуты жизни ребенка.

Вот малыш начинает узнавать взрослых, понимать простые взаимосвязи между предметами и явлениями. При виде заботливой мамы испытывает удовольствие, тянется к игрушкам. Значит, ребенок выделяет себя из окружающей среды, начинает активно управлять своими чувствами. Вот он настойчиво требует внимания к себе, заявляя об этом плачем, капризничая, протягивая руки. Значит, рассчитывает на взаимность. Старается во что бы то ни стало освободиться от пеленок. Это первые попытки обрести независимость, показать, на что он способен. Вот уже начал ходить и произносить слова. Разве это не свидетельство обретенной самостоятельности?

Уже к году дети впервые «показывают характер», заявляют о себе. Психолог Н. А. Менчинская замечала, что в полтора года ребенок в ответ на слово «нельзя» пытается повторить шалость. Наверное, лучший способ в этом случае — не обращать внимания, отвлечь чем-то другим.

У ребенка появляются в это время новые потребности, но способы удовлетворения остаются старыми. Чуть что — в крик. В это время повышается и его стремление к общению со взрослыми. Такое впечатление, что малыш хочет о чем то рассказать нам, а средств не находит. Это противоречие разрешается к моменту, когда ребенок усваивает язык (два-три года).

Малыш «взрослеет» буквально не по дням, а по часам. Обогащается запас его слов, он охотно повторяет их за взрослыми и осознанно применяет. Пытается рисовать карандашом — сперва отдельными штрихами, затем закругленными линиями. Стремясь познавать окружающий мир, ребенок портит игрушки, расписывает книги, рвет обои. Конечно, последствия своих разрушений ему трудно осознать. Но это не значит, что малыш плохо подчиняется взрослым. Наоборот, он с радостью выполняет их просьбы, готов участвовать в любой игре, в любом занятии, которое ему предлагают.

Некоторые отцы свою любовь к ребенку выражают тем, что покупают огромное количество игрушек И здесь кроется опасность. Малыш прямо-таки завален игрушками, но не умеет играть в них. Сначала новизна привлекает к себе, потом игрушки печально валяются по углам.

Взрослым надо помнить о том, что каждая новая игрушка должна чему-то учить ребенка. И это обязывает нас не только сделать покупку, но и показать, как можно играть с игрушкой, развивать творческую фантазию ребенка.

И наверное, отец, пускаясь в игру с сыном или дочкой, не уронит этим свой авторитет.

Наблюдая в течение этого времени за ребенком, попробуйте разобраться, чему он обучился, какие способности у него появились.

Психолог Флоренс Гудинаф произвела простой и выразительный опыт, который можете повторить и вы

Попробуйте мысленно представить, что умеет ле-™ть новорожденный И взР°слый. обращая внимание прежде всего на признаки интеллекта А теперь пройдитесь мысленно по возрастной шкале, спрашивая себя на каждой ступени: на кого больше похож типичный ребенок этого возраста (тем, что он способен делать) -на взрослого или на новорожденного?

Продолжая такое сравнение до тех пор, пока по вашему мнению, сходства и различия не уравновесят друг друга, вы найдете этот возраст —три года.

Именно в три года в жизни ребенка, его сознании происходит первая революция. Маленький человек не только умеет любить, бояться, но и проявляет свою личность. Это период вопросов, бесчисленного количества «почему». У многих детей запас слов к этому времени Достигает 250-300. Если у новорожденного мозг весит dbO—400 граммов (у взрослого в среднем—1400 граммов), то к двум-трем годам вес мозга ребенка становится равным 800—900 граммам (нормы достигает к двадцати одному году). Эти данные говорят о том что наиболее интенсивное развитие происходит именно в раннем возрасте. Дети в три года уже употребляют сложные предложения, называют цвета, различают форму и величину предметов, запоминают короткие мелодии и стишки. Можно заметить и первые проявления эмоции —жалости, смущения, самолюбия.

Ученые считают трехлетний возраст начальным периодом формирования личности. А некоторые исследователи уверяют, что к этому периоду ребенок преодолевает уже полпути своего умственного развития. Быть может, это слишком категорично сказано, однако бесспорно что в трехлетнем возрасте в поведении и сознании детей отмечаются качественные изменения, которые дают основание говорить о его личности. Малыш по-разному ведет себя в зависимости от обстоятельств и людей, которые его окружают. А это в человеческом обществе—одно из ярких проявлений личности.

Уже в это время родители должны воспитывать в ребенке такие качества, как искренность, душевность, заботливость, потребность делиться с родными.

Дети в возрасте от трех до пяти лет подобны губке. Они так и впитывают в себя доброту, готовы одаривать других бойтесь быть ласковыми с детьми. Пусть отцовская ладонь не опасается коснуться детской головки, потрепать по плечу. Не считайте, мужественные мужчины сентиментами проявление внимания к реОенку. Подобные «сентименты» вызывают у малыша ощущение его ценности, укрепляют чувство собственного достоинства и... поднимают ваше настроение.

Ведь добрый человек, по словам польского педагога Я Корчака, такой, который обладает воображением и способен понять, каково другому, умеет почувствовать, что чувствует другой.

Доброта неотделима от чуткости, готовности к состраданию, и учить ребенка этим тонким и сложным чувствам надо постоянно, замечая и поощряя все хорошее, что видите в нем.

А как часто мы не замечаем этих стремлений ребенка сделать нам добро, усматривая за ними шалость, озорство! Заметьте, малыши с большой охотой и удовольствием стараются помочь взрослым. Каждое наше занятие увлекает их. Но помощь малыша очень относительна. Он «путается» у нас под ногами, и мы стремимся отправить его от себя. А иные родители и прикрикнут, пригрозят, чтобы сидел смирно.

Такое отношение к малышу подавляет его естественное состояние — потребность непрестанной деятельности, подвижных эмоциональных игр, отбивает у него охоту помогать взрослым.

Ведь именно в этом возрасте усиливается тяга ребенка к самостоятельности. Малыш все стремится сделать сам — одеваться, приносить свою тарелку к столу, открывать тяжелую дверь, разглядывать книжку.





 (голосов: 1)
Печать Добавил: admin
Похожие публикации:
Оставлено комментариев: 0
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Регистрация     Вспомнить пароль

Профиль



Горячие новости


Метки


Реклама





Погода




Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
© 2010-2011 Информационный портал lifedn.ru
Дизайн и верстка — lifedn