Вы находитесь: Всё обо всем » Финансы и бизнес » Жилищно-коммунальные тарифы




16-02-2011, 21:49, просмотров: 7650, Комментариев: 0, Раздел: Финансы и бизнес    
В отличие от гречневой каши, которую вполне можно заменить овсянкой, потребляемую электроэнергию свечками не заменишь, без воды сидеть не будешь, из квартир в шалаши, как Ленин и Зиновьев в 1917 году, не переселишься. Хочешь - не хочешь, а платить по новым тарифам придется. Да и рекламируемых субсидий не получишь, не заплатив сполна по платежкам.

Рост тарифов коснется практически всех видов коммунальных услуг - и тех, которые регулируются центральными органами (электричество, газ), и тех, которые находятся в ведении местных (вода, водоотвод и все остальные). Для координации работ в этой сфере спешным порядком создается Национальная комиссия по регулированию рынка коммунальных услуг и готовится проект президентского указа. Правда, остается актуальным вопрос - есть ли у нас в этом секторе экономики рынки или же здесь преобладают естественные монополии?

Конкретные показатели увеличения носят в какой-то мере еще неокончательный характер. Хотя, по данным Минэкономразвития, прогнозные макропоказатели на 2011 год верстались исходя из предположения, что плата за собственное жилье (квартплата) возрастет на 17%, водоснабжение - на 18, канализацию -19, электроэнергию - 40, природный газ - 50, горячую воду и отопление-на 24%.

Здесь надо еще учесть, что тарифы, которые устанавливаются региональными органами власти, будут неодинаковыми. Поэтому суммировать итоги ожидаемых изменений довольно сложно. Но можно выделить несколько наиболее значимых аспектов.

Повышение жилищно-коммунальных тарифов в этом году будет самым масштабным за пять лет. До этого наибольшее их повышение было в 2006 году - на 66,5%. А фактически еще больше, так как в эту группу потребительских расходов включаются и не связанные с изменением тарифов расходы населения на содержание и ремонт жилья (покупку обоев, керамической плитки, установку пластиковых окон, бронедверей).


В целом этот компонент ИПЦ («индексы потребительских цен») и за предыдущие пять лет рос в полтора раза быстрее, чем общий индекс. Больше всего выросли тарифы на природный газ и водоотвод (почти в 4,2 раза), меньше всего - на электроэнергию (в 1,56 раза).

Предполагаемое увеличение тарифов за месяц-два или двух-трехкратное (как нам обещают по электроэнергии) в течение года воспринимается населением намного болезненнее, чем более-менее плавный рост. И именно такое восприятие будет преобладать в этом году. Вроде бы этот аспект осознается и властями. По сообщениям СМИ, 9 февраля на заседании Кабмина Николай Азаров сказал, что основания для одномоментного, резкого повышения тарифов на энергоресурсы и жилищно-комму-нальные услуги в настоящее время в Украине отсутствуют. Но не очень понятно, чему в этих словах отдается приоритет - необоснованности резкого повышения тарифов или же фактору одномоментности.

Жаль, что игнорируется аргументация многих авторитетных специалистов, например Плачкова, что и существующие, и новые тарифы непрозрачны, в них есть элементы завышения, в чем заинтересованы господствующие в этом секторе экономики естественные монополии. В качестве примера непрозрачности можно сослаться на то, что Госстатслужба вынуждена была прекратить по регионам Украины публикацию даже таких невинных, но информационно важных данных, как величина начислений и оплаты населением тарифов за электроэнергию, так как против этого возражало руководство ♦Донецкоблэнерго». Поскольку якобы эти данные конфиденциальны.

Прежде Госкомстат ежемесячно публиковал данные по 27 регионам по шести видам коммунальных услуг, то есть 162 показателя. Но из-за несогласия одного регионального монополиста пришлось свернуть публикацию данных по электроэнергии, хотя и в других регионах тоже немало естественных монополий. Может, Антимонопольному комитету стоит обратить на это внимание? В базовом Законе Украины «Об информации» в статье 30 говорится: «Информация с ограниченным доступом может быть распространена без согласия ее собственника, если эта информация является общественно значимой, то есть если она является предметом общественного интереса и если право общественности знать эту информацию перевешивает право ее собственника на ее защиту».

Следует отметить, что предстоящее повышение жилищно-коммунальных тарифов в наибольшей мере затронет городское население. Ибо в сельской местности лишь небольшая часть жителей имеет доступ к природному (а не сжиженному баллонному) газу, централизованному горячему и холодному водоснабжению, центральному отоплению. Селян в полной мере затронет лишь рост тарифов на электроэнергию.

Власти обещают, что населению с невысокими доходами повышение тарифов будет компенсироваться более продвинутой, щедрой системой субсидий. Приводятся цифры о том, что в 2010 году 850 тыс. семей получили 6 млрд. грн. жилищно-коммунальных субсидий, а в 2011 -м их число возрастет до 1,4 млн. (то есть на них может рассчитывать только 8,2% семей), и в бюджете заложено 9 млрд. грн. на эти цели.

Эти данные о количестве семей, получавших субсидии, не стыкуются с данными, публикуемыми Госстатслуж-бой. По данным ее экспресс-выпуска №15 (от 21 января 2011 года), субсидии на возмещение расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг были назначены 1763 тыс. семей (или 10,3% всех семей), в том числе 1354 тыс. в городах и 413 тыс. - в сельской местности, И тут важно добавить для понимания, что 86,0% семей - получателей субсидий состояло из одного человека (то есть это преимущественно пенсионеры-одиночки) и лишь 14,0% - из двух и больше.


По данным заслуживающих высокой оценки обследований расходов и ресурсов домохозяйств, в последние годы денежные расходы на жилищно-коммунальные услуги составляли в среднем менее 10,0%, поэтому, вроде бы, особенно надеяться на получение субсидий большинству семей не приходится. Так, в структуре денежных расходов 2009 года (данных за 2010-й еще нет) в месяц на домохозяйство (семью) приходилось 193,3 грн. на оплату жилищно-коммунальных услуг (в 2008-м -156,5 грн.), в том числе в городах - 232,7 грн., в селах - только 16,9 грн. В 2009 году наибольшая доля расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в семьях из одного человека - 9,5%, из двух -8,5%.

В домохозяйствах, получавших субсидии (а это 31% всех домохозяйств) при расходах на услуги ЖКХ в 2009-м в 215,7 грн. в месяц, средняя величина субсидий составляла 58,6 грн., т.е. они покрывали 27,2% этих расходов.

 (голосов: 1)
Печать Добавил: admin
Похожие публикации:
Оставлено комментариев: 0
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  Регистрация     Вспомнить пароль

Профиль



Горячие новости


Метки


Реклама





Погода




Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
© 2010-2011 Информационный портал lifedn.ru
Дизайн и верстка — lifedn