15-02-2011, 00:47, просмотров: 8941, Комментариев: 0, Раздел: Финансы и бизнес
Этичность поведения конкретного общества зависит от множества факторов: исторических, религиозных, культурных, профессиональных, философских и т.д. В INSEAD деловую этики преподают с целью продемонстрировать возможные градации этичного и неэтичного поведения в бизнесе и проанализировать и обсудить возможные проблемы, риски и пути их решения, с которыми можно столкнуться при ведении бизнеса в разных странах мира.
При обсуждении темы взяток в бизнесе наш класс из 75 человек разделился на 2 лагеря: представители развитых и развивающихся стран. Студенты из развивающихся стран (Индия, Китай, Украина, Бразилия, Россия, Индонезия) проявили завидную солидарность в понимании коррупционной составляющей ведения бизнеса в определенных регионах.
Дискуссия же началась при обсуждении кейса, в котором рассказывается об успешном менеджере, выросшем в развитой стране и успешно проработавшем долгое время руководителем нескольких крупных промышленных предприятий. Его приглашают возглавить подобное по размеру, но принадлежащее местному собственнику, предприятие в одной из Азиатских стран (в контексте кейса подразумевается развивающаяся страна). В результате одной из первых же проверок государственными инспекциями менеджеру намекнули на некоторые сложности и вероятное закрытие предприятия из-за несоблюдения последним условий безопасности труда рабочих. Однако сразу же обратили внимание, что сложности в общем-то не такие и большие, и если бы не стесненность в средствах, то отчет о деятельности данной компании мог бы быть вообще положительным. Вопрос кейса: что в таком случае делать менеджеру?!
Студенты с меньшим опытом управленческой деятельности или работающие в компаниях, осуществляющих управление из развитой страны, сказали, что это все ужасно, так жить нельзя, и нужно срочно бежать к сотруднику, ответственному за compliance (“соответствие стандартам, нормам компании”). Оставшаяся часть студентов понимает, что бежать некуда – нужно принимать решение и действовать, защищая интересы…Кого? Чьи только интересы мои сокурсники не предлагали защищать: государства, общества, работников предприятия, жителей соседних деревень и т.д. Наконец, в конце догадались включить в список акционеров (которые зачем-то же наняли этого менеджера)! Дальше все было более-менее предсказуемо: часть класса (включая одного студента из Франции) сказала, что решит сложившуюся проблему путем дачи чиновнику взятки; другие – возьмут на работу сына чиновника, но денег не дадут; третьи сказали, что сразу же напишут заявление на увольнение. Часть студентов откажется давать взятку, что приведет (мы это тоже обсуждали!) к закрытию предприятия, как следствие – к сокращению нескольких тысяч рабочих, семьи которых будут голодать, государство недополучит налоги, акционеры недополучат прибыль и т.д. В общем, в краткосрочной перспективе экономические и социальные последствия катастрофические! Означает ли это, что взятки – это приемлемая форма ведения бизнеса, по крайней мере, в развивающихся странах?